Календарно-тематическое планирование изучения предмета «Физика» 7 класс к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»
МОУ СОШ № 31 г.Тверь на 2011 — 2012 учебный год.
Учитель — Иванова М.С.
Количество часов — 68ч, в неделю —2ч. Плановых контрольных работ — 6. Лабораторных работ —10. Пояснительная записка к тематическому планированию по физике 7 класс.
Преподавание курса физики в 7 классе ведется по традиционной программе для общеобразовательных классов А.В. Перышкин « Физика 7-9 кл.» «Дрофа», М-2001г. по учебнику А.В. Перышкин « Физика 7 класс », «Дрофа», М-2004г., рекомендовано Министерством образования РФ, 2 часа в неделю, всего 68ч. Рекомендованные часы по разделам программы и резервное время распределены следуюшим образом:
«Введение»-4ч., «Первоначальные сведения о строении вещества»-6ч, «Взаимодействие тел»-21ч, «Давление твердых тел, жидкостей и газов»-25ч, «Работа и мощность. Энергия»-12ч.,
В процессе изучения курса физики учащиеся должны знать, что все тела состоят из частиц (молекул), которые находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействии; понятия: инерция, масса, плотность вещества, вес, давление, работа, мощность, энергия и её виды, равновесие рычага, закон Паскаля; практическое применение данных понятий и законов. Уметь применять основные положения МКТ для объяснения диффузии веществ, различия между агрегатными состояниями вещества, давление газа, закона Паскаля; определять цену деления измерительного прибора, правильно пользоваться физическими приборами; решать качественные и расчетные задачи (в одно-два действия) по данным темам; изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе; находить связь физики с другими предметами.
Цели изучения физики: • освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обоб-щать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения фи-зических задач; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами; • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости ра-зумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повсе-дневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Познавательная деятельность: • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных ме-тодов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования; • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательст-ва, законы, теории; • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспе-риментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий; • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оп-тимального соотношения цели и средств.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы ре¬шения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы дея¬тельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, рефера¬та, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации. Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской ком¬петентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учаще¬гося в образовательном процессе. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; прово¬дить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослу¬шанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и комму¬никативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно по¬добранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказыва¬ния, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютер¬ных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презен¬тации результатов познавательной и практической деятельности.
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать: • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране¬ния импульса и механической энергии • уметь: • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры; • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях; • решать задачи на применение изученных физических законов; • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда¬ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни: • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; • рационального применения простых механизмов;
№п/п № Тема урока Домашнее задание Дата Введение (4 ч) 1 1 Что изучает физика. Наблюдения и опыты. § 1 – 3, Л.: №5; 12 2.09 2 2 Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. § 4,5, упр. 1, Л.: №25 6.09 3 3 Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» Л.: №31, 32, 37 9.09 4 4 Физика и техника § 6, задание 1 13.09 Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч) 5 Строение вещества. Молекулы § 7,8 Л.: №53, 54, 42 16.09 6 Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел» Л.: №23, 34 20.09 7 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах § 9, задание 2 (1), Л.: №66 23.09 8 Взаимное притяжение и отталкивание молекул § 10, упр 2 (1), Л.: № 74,80,83 27.09 9 Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. § 11, 12, задание 3 Л.: № 84 30.09 10 Повторительно-обобщающий урок по теме Л.: № 65, 67,77-79,81,82 4.10 Взаимодействие тел. (21 ч) ........................................................................
|